Когда премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед получил Нобелевскую премию мира в 2019 году, его превозносили как регионального миротворца. Теперь он руководит затяжной гражданской войной, которая, по многим оценкам, несет на себе признаки геноцида и может дестабилизировать более широкий регион Африканского Рога.
В ноябре Абий приказал начать военное наступление в районе северного Тыграя и пообещал, что конфликт будет быстро урегулирован. Восемь месяцев спустя боевые действия унесли жизни тысячи людей, вынудили более 1,7 миллиона бежать, спровоцировали голод и вызвали волну злодеяний.
Эфиопия боролась с серьезными экономическими, этническими и политическими проблемами задолго до того, как вражда между Абием и бывшей правящей партией региона, Народным фронтом освобождения Тыграя (НФОТ), переросла в беспорядки. Война является кульминацией эскалации напряженности между двумя сторонами и самым ужасным из нескольких недавних этнонационалистических столкновений во второй по численности населения стране Африки.
С самого начала конфликта правительство Эфиопии подавляло средства массовой информации и коммуникации, эффективно блокируя Тыграй. На этом мрачном фоне часто бывает сложно понять, что происходит в регионе.
Вот подробный взгляд на кризис.
Эфиопский беженец молится в православной церкви недалеко от лагеря беженцев в Гедарефе, восточный Судан, 6 декабря 2020 года.
Конфликт в Тигре уходит своими корнями в напряженность, которая уходит в прошлое в Эфиопии.
Страна состоит из 10 регионов и двух городов, которые обладают значительной автономией, включая региональную полицию и милицию. Из-за предыдущего конфликта с соседней Эритреей в Тыграе также находится большое количество федеральных войск. Региональные правительства в значительной степени разделены по укоренившимся этническим линиям.
Абий пришел к власти в 2018 году, пообещав сломать эти разногласия. Он сформировал новую национальную партию, но НФОТ отказалась присоединиться, отчасти потому, что коалиция уменьшила влияние НФОП в правительстве - доминирование, которое сохранялось с начала 1990-х годов.
Лидеры Тиграяна обвинили Абия в том, что он исключил этнически основанные регионы Эфиопии в его стремлении консолидировать власть, и ушли в свое горное сердце на севере, где продолжали контролировать свое собственное региональное правительство.
Напряженность накалилась в сентябре, когда тиграяне бросили вызов Абию, проведя региональные парламентские выборы, которые он отложил из-за пандемии коронавируса. Абий назвал голосование незаконным, и законодатели урезали финансирование руководства НФОТ, что вызвало серию эскалаций между региональным и федеральным правительством.
4 ноября, обвинив НФОТ в нападении на базу федеральной армии недалеко от столицы региона Тигрей Мекелле и попытке украсть ее оружие, Абий приказал военное нападение на группу, отправив национальные войска и боевиков из соседнего региона Амхара, а также солдаты из Эритреи.
Абий объявил наступление успешным спустя всего три недели, когда правительственные войска захватили Мекелле и установили временную администрацию, лояльную Аддис-Абебе.
В течение нескольких месяцев в начале конфликта Абий отрицал, что пострадали мирные жители или что солдаты из Эритреи присоединились к битве.
Но отчеты международных наблюдателей, правозащитных групп и CNN доказали, что оба эти утверждения ошибочны.
Тысячи людей погибли в ходе боевых действий, по многим оценкам, с сообщениями о разрушенных лагерях беженцев, грабежах, сексуальном насилии, массовых убийствах и внесудебных казнях. Многие другие бежали в Судан, что ООН назвала худшим исходом беженцев из Эфиопии за последние два десятилетия. Они описывают катастрофический конфликт, который привел к этническому насилию.
Правительство Эфиопии строго ограничило доступ к журналистам, а принудительное отключение средств связи скрыло события в регионе, что затруднило оценку масштабов кризиса или проверку рассказов выживших.
Но доказательства злодеяний начали просачиваться в начале этого года.
Отдельные расследования, проведенные CNN и Amnesty International в феврале, выявили доказательства массовых убийств, совершенных эритрейскими силами в городах Тиграян Денгелат и Аксум в конце прошлого года.
Другое расследование CNN, опубликованное в воскресенье, раскрыло новые подробности резни, совершенной эфиопскими солдатами в городе Тиграян Махибере-Дего в январе. В отчете указан один из виновных в массовом убийстве, геолокация человеческих останков на место нападения.
В эксклюзивном репортаже из Тигрея в апреле CNN захватил эритрейские войска - некоторые из них маскируются в старую эфиопскую военную форму - которые действуют безнаказанно в центре Тигрея, укомплектовывая контрольно-пропускные пункты и блокируя жизненно важную гуманитарную помощь голодающему населению более чем через месяц после того, как Абий пообещал международному сообществу, что они уйдут.
Все участники конфликта обвиняются в совершении злодеяний, но эритрейские силы причастны к одним из самых ужасных. Было обнаружено, что эритрейские солдаты не только совершают массовые убийства и изнасилования, но и блокируют и грабят продовольственную помощь во многих частях Тигрея.
Правительство Эритреи отрицает свою причастность к зверствам. Правительство Эфиопии обязалось расследовать любые нарушения.
В докладе Всемирного фонда мира говорится, что конфликт, разразившийся во время осеннего сезона сбора урожая после самого серьезного за последние десятилетия нашествия пустынной саранчи в Эфиопии, еще больше погрузил Тигрей в острую нехватку продовольствия, а преднамеренная блокада продовольствия грозит массовым голодом.
Всемирная продовольственная программа ООН предупредила в июне, что 5,2 миллиона человек - 91% людей, проживающих в регионе, - нуждались в чрезвычайной продовольственной помощи из-за конфликта.
Менее чем за год до того, как Абий начал нападение на свой народ, в своей речи о присуждении Нобелевской премии мира он назвал войну «воплощением ада». Он был удостоен этой чести за его роль в прекращении затяжного конфликта с соседней Эритреей и за продвижение важных реформ в Эфиопии.
Эритрея когда-то была частью Эфиопии, но завоевала независимость в 1993 году после 30-летней вооруженной борьбы. С 1998 по 2000 год Эфиопия и Эритрея вели войну, в которой погибли тысячи людей с обеих сторон, что привело к длительному опасному тупику и полному замораживанию сотрудничества.
Придя к власти, Абий быстро приступил к нормализации отношений с Эритреей, частично приняв решение международной комиссии о границах между двумя государствами.
Абий также предпринял значительные шаги в направлении внутренних реформ, вселив надежду на то, что он приведет к долгосрочным изменениям. Помимо заключения перемирия с Эритреей, он отменил строгий закон о безопасности, освободил тысячи политических заключенных, предпринял шаги, чтобы открыть телекоммуникационную отрасль и расширить частные инвестиции.
Но его репутация лидера, способного объединить Эфиопию, быстро ухудшилась. И его хваленый мирный договор с Эритреей, похоже, проложил путь двум странам к войне со своим общим противником - НФОТ.
Несмотря на обещания устранить этнические разногласия и проложить путь к мирному и демократическому переходу, Абий все чаще прибегал к репрессивным режимам: отключение интернета и телефонных служб, аресты журналистов, подавление критиков и неспособность провести заслуживающие доверия выборы.
Через восемь месяцев после начала конфликта и через семь месяцев после того, как эфиопские силы захватили столицу Тиграяна Мекелле, силы Тиграяна на этой неделе вернули ее, вторгшись в город после отступления эфиопских войск.
После захвата Мекелле правительство Эфиопии объявило об одностороннем прекращении огня на несколько месяцев. Но во вторник силы Тиграяна категорически исключили перемирие, а представитель НФОТ заявил, что их силы не успокоятся, пока эфиопские военные и их союзные силы, включая эритрейские войска, не покинут весь регион.
Правительство Эфиопии заявило, что его военные могут вернуться в столицу Тыграй в любое время, если им понадобится. «Это было политическое решение, а не военное», - сказал Редван Хусейн, пресс-секретарь правительственной оперативной группы на Тыграе, на телевизионной пресс-конференции в среду.
В середине июня Абий также провел долго откладывающиеся национальные и региональные выборы, хотя миллионы эфиопов не смогли проголосовать из-за широко распространенного этнического насилия в нескольких районах страны, а в Тыграе голосование вообще не проводилось. Хотя ожидалось, что Абий выиграет голосование на фоне бойкота оппозиции, Государственный департамент США заявил, что он «серьезно обеспокоен состоянием окружающей среды».
«Задержание оппозиционных политиков, преследование независимых СМИ ... и многочисленные межэтнические и межобщинные конфликты в Эфиопии являются препятствиями на пути к свободному и справедливому избирательному процессу», - говорится в заявлении.
Каков международный ответ?
По мере того, как война и ее влияние на гражданское население усиливаются, мировые лидеры выражают озабоченность по поводу роли эритрейских сил в обострении того, что госсекретарь США Энтони Блинкен, по словам официального представителя Неда Прайса, назвал «растущей гуманитарной катастрофой».
Госдепартамент недавно объявил об ограничениях на выдачу виз для правительственных чиновников Эфиопии и Эритреи, а администрация Байдена ввела широкие ограничения на экономическую помощь стране.
Но неясно, повлияли ли усилия США и других стран силой Эфиопии на ситуацию.
Прайс заявил во вторник, что одностороннее прекращение огня в Тыграе «может стать позитивным шагом, если оно приведет к изменениям на местах, которые положат конец конфликту», и повторил призыв к эритрейским силам покинуть регион.
Он также призвал эфиопские власти «немедленно восстановить телекоммуникационные услуги в Тыграе, разрешить беспрепятственную свободу передвижения и обеспечить безопасность и защиту персонала гуманитарных организаций».
«Нашим первоочередным приоритетом является решение тяжелой гуманитарной ситуации», - добавил Прайс, подчеркнув тяжелое положение «примерно 900 000 человек, вероятно, уже страдают от голода».
В этом отчете внесли свой вклад корреспондент CNN Bethlehem Feleke в Найроби и Дженнифер Ханслер в Вашингтоне, округ Колумбия.